Вход на сайт

Вход в систему

Рассылка

Рассылка

Будьте в курсе наших последних новостей!

Управлять моими подписками



Этносреда

— это система психических образов, характеризующих этничность человека: природы (ландшафтов, климата, животных, растений и др.), культуры и психики, расово-биолгических (внешний вид, сотав крови, особенности физиологии и др.), а также духовных (трансцендентных) представлений (духи природных стихий, религиозные представления мировых религий).

В отличие, от культуры (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование), т.е. совокупности искусственных способов и результатов человеческой деятельности (нарпимер, разрушение природы, экологического равновесия в целом), этносреда в идеале характеризуется также и естественными (идеальными) признаками - девственной природой, безгрешной душой и телом человека, трансцендентным миром духовных существ.


В последнее время во всем мире возрос интерес к сказкам, причем, этот интерес, как не парадоксально, проявляется не только у детей, но и у взрослых всех возрастов. Случайно ли это? Сродни ли это дани определенной моде, например, в одежде, в выборе марки автомобиля и т.п.? Или же в этом содержится более глубокий смысл?
            Например, вполне объяснима озабоченность и интерес современного «цивилизованного» человека к экологически чистым продуктам, воде, воздуху, сохраненного дикой природы и животного мира Земли. Ведь уже и наука, а не только нравственное чувство говорит нам, что без этой первозданной чистоты не может далее жить человек, не подвергая себя риску заболевания тяжелыми недугами, бичами современного мира: рак, инфаркт, инсульт, СПИД и многие другие болезни косят теперь всех, от младенцев до стариков.
            Однако, способность человека сопротивляться болезням тела, нравственным порокам: наркоманиям, алкоголизму, табакокурению, разврату всех видов и мастей а также тяжелым психическим расстройствам: депрессиям, снижению мыслительных способностей, лежит, в очевидной (хотя для многих и весьма неожиданной) области. Эта область – культура, связывающая человека не только с другими людьми и Богом, но, прежде всего - с миром живой природы.
Поэт Ф.И. Тютчев писал:
                        Не те, что мните Вы, природа,
                        Не слепок, не бездушный лик,
                        В ней есть душа, в ней есть свобода,
                        В ней есть любовь, в ней есть язык.
                                                                                 
            Изначальный язык, который связывает человека и природу, это и есть язык одухотворенных образов. В русской культуре это, прежде всего язык традиционных народных представлений о природных стихиях – леших, водяных, русалках, полевиках, кикиморах и многих других сотворенных Богом духов – «видимых и невидимых», наполняющих леса, поля и воды нашей родины.
            Современные научные представления и результаты исследований, без которых теперь немыслима жизнь человека, свидетельствует о том, что как для воспитания детей, чуть ли не более чем питание и одежда, необходима живая родная природа и родное слово, заключающее эту природу в сказочные образы, овеянные тысячелетней древностью.
            Родная природа как волшебный источник дает человеку телесную и душевную силу, а сказочные образы, подобно правильно устроенному такелажу и парусам, направляют эту силу в нравственное русло, устремленное к людям, природе и Богу.
            Только после создания в душе ребенка крепкого фундамента, наполненного образами родной природы, сказками и преданиями, возможно осознание им нравственного закона и религиозной этики. И уже только после этого у него может быть воспитан подлинный, здоровый интерес к знаниям на благо общества и природы.
            В целом, содержание и последовательность стадий развития личности от младенчества до глубокой старости повторяет общие этапы развития культуры, присущие родине определенного человека. В России, культурой объединяющей народы, является русская культура. В самом обобщенном виде развитие русской культуры (до настоящего времени) можно представить следующим образом: природный и «языческий» этап, христианство, эпоха научного мировоззрения.
            Соответственно, стадии развития личности от момента зачатия можно представить следующим образом:
1. материнская (с момента зачатия до рождения ребенка);
2. природная (дословесное, непосредственное восприятие образов и явлений природы);
3. сказочно-мифологическая (опосредствованное словом восприятие природных стихий, явлений окружающего мира);
4. религиозно–этическая (усвоение традиционных нравственных устоев и правил поведения);
5. научно–познавательная (усвоение, необходимого для современного человека, научного мировоззрения, способов познания мира).
            Каждой из этих стадий соответствуют определенные возрастные периоды. Очевидно, что «материнский» период развития ребенка, в целом, завершается после момента его рождения. А вот последующие периоды могут регулироваться условиями воспитания ребенка.
            Если нарушается содержание и (или) последовательность данных стадий, то это может быть черева то для ребенка неблагоприятными последствиями. Например, если вместо образов родной природы у ребенка до 5 лет всеобще отсутствуют воспоминания о природе или запечатлевается экзотическая природа и явления (тропики, пальмы и пр.), то это связано со снижением его энергетического потенциала. То же имеет место, если ребенок не усваивает – народные сказки. Если же ребенку предлагали экзотические, авторские или современные «технотронные» сказки и истории, то это обуславливает повышение тревожности и (или) нарушения в эмоциональной сфере. Следует иметь в ввиду, что в возрасте до 5 лет авторские сказки, как правило, нагруженные пока недоступным для ребенка моральным содержанием, с трудом могут быть им усвоены. По выражению выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, авторская сказка – это «детская гримаска на лице старика».
            Наиболее вредным для ребенка является отсутствие в его душе следа как от родной природы (до 5 лет), так и от сказок (с 2-х до 5 лет) и от христианских представлений (грех, вина, Бог) – (с 6 до 8 лет) – это обуславливает резкое снижение его энергетического потенциала, иммунитета в целом. В то же время, отсутствие следа от образов родной природы и сказок до 5 лет, при наличии слишком раннего и «жестокого» религиозного воспитания в этом возрасте может обуславливать такие тяжелые заболевания как язва желудка, астма, онкологические заболевания.
            В свою очередь, если ребенок до 9 лет не усваивает определенных религиозных и этических представлений – о Боге, грехе, справедливости и пр., то в дальнейшем это может обуславливать различные зависимости – игромания, табакокурение, наркотизм и алколголизм, а также асоциальное (криминальное) поведение.
            Для того, чтобы ребенок с момента рождения обрел внутреннюю душевно-телесную силу, желательно, чтобы в возрасте до 5 лет (чем раньше, тем лучше) в его душе на всю жизнь запечатлелась любовь к образам родной природы – деревьям, ручьям, солнцу и пр.
            Для того, чтобы у ребенка сформировались здоровые чувства, эмоции, необходимо, чтобы у него остались глубокие положительные впечатления от русских народных сказок, воспринятых в возрасте от 2-х до 5 лет. Причем, если в 2-3 года это могут быть относительно простые сказки – о животных, бытовые («Колобок», «Репка», «Соломинка, лапоть и уголек», пр.) то ближе к 5 годам это могут уже относительно сложные сюжетные сказки «Иван-царевич и серый волк» и пр.).
            В настоящем издании предложены достаточно древние (видимо дохристианские) по своему содержанию сказки – это «Белая уточка» и «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Эти сказки могут читаться детям в возрасте после 3-х лет.
            Такие сказки как «Царевна лягушка», «Василиса прекрасная», сказка о «Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке», «Мария-Маревна», «Перышко Финиста – ясна сокола следует предлагать детям после 4-х летнего возраста.
            В возрасте 4-5 лет ребенку может быть предложена русская былина «Вольга».
            Сказки А.С. Пушкина (авторские сказки, в целом, особенно в стихотворной форме) следует предлагать детям не ранее 7 лет, после начала целенаправленного религиозно-нравственного воспитания ребенка. А такое произведение М.Ю. Лермонтова как «Песня о купце Калашникове) можно предлагать лишь в раннем подростковом возрасте – не ранее 10 лет; в данном произведении в центре внимания ставятся такие понятия как супружеская честь, измена и т.п., что является не вполне понятным детям более раннего возраста.
            Следует, кстати отметить, что активное приобщение ребенка к научному мировоззрению, изучению иностранных языков, ценностям мирового искусства следует осуществлять не ранее, чем с 9 лет. 
            В плане общих рекомендаций хотелось бы отметить, также, следующее.
            Во-первых, чрезвычайно важно непосредственное ознакомление детей раннего возраста с образами и явлениями родной природы – в лесу, у ручья, в поле и пр. Общение ребенка с природой, желательно должно быть опосредствовано матерью, бабушкой или другими значимыми для ребенка лицами. Эти лица должны не только «быть» и играть с ребенком, но открывать ему мир природы сообщать ему название птиц, цветов, деревьев, ручьев, урочищ. Постепенно следует вовлекать ребенка в таинственный сказочный мир природы. Если вы сами, при этом мало знакомы с родной природой, то это хороший повод пополнить свои знания с тем, чтобы передать их ребенку; это в свою очередь, пойдет на пользу и вашему здоровью.
            Очень важна, также, форма подачи сказочного материала. Наилучшая форма – это спокойный диалог с ребенком, сказка с вопросами, ответами – со всем тем, чтобы у ребенка была возможность проявить свои чувства, мысли по поводу рассказанного взрослым. Это дает возможность укрепить его активную позицию увеличить его энергетический потенциал, что крайне необходимо для созревания психики и укрепления его здоровья.
            Гораздо хуже, если сказки подаются ребенку без участия значимого взрослого, расставляющего в процессе изложения нравственные акценты (голосом, жестами и пр.) – т.е. когда сказки подаются в форме видео - или аудиозаписей.
            В свою, очередь, как мы уже упоминали, авторские (особенно зарубежные) и в стихотворной форме сказки следует давать детям в возрасте после 9 лет.
            В возрасте 6-7 лет ребенка желательно достаточно активно приобщать к ответственности перед собой, к нравственным нормам, религиозным заповедям (и ответственности перед нами – исповеди и покаянию).
            Современные зарубежные «детские» мультфильмы, сказки, истории, а также ряд «подражательных» или «интеллектуальных» мультфильмов детям можно давать только после 9-10 лет, то есть когда у них уже сформирована (при условии правильного воспитания в более раннем возрасте) защитная система - энергетическая, эстетическая, нравственная. Сюда относятся мультфильмы о пакемонах, Карлсоне, Белоснежке, «Ну-погоди» и т.п.
        В целом, чем позже ребенок начнет смотреть телевизор или видеофильмы, тем лучше для его развития. Естественно, это в еще большей степени относится к компьютеру (не ранее 9-11 лет).
Когда ребенок смотрит видеофильмы его активность «спит», ему не нужно представлять образы, их цвет, движения. Совершенно иначе дело обстоит, когда ребенку рассказывают сказки, в более позднем возрасте, когда он их сам читает. 
                    Отметим, что подавляющее большинство современной «детской» книжнойи видеопродукции ориентирует детей не на родную природу, культуру, язык, а на виртуальные миры, что отрывает ребенка от действительности и создает предпосылки для психических расстройств со всеми вытекающими последствиями – потере интереса к учебе, зависимостям от компьютера, психоактивных веществ (табак, алкоголь, наркотики), вовлечение в криминальную среду, возникновения многих заболеваний.
         Приведем еще один интересный факт. Исследования показали, что у тех рожениц, у которых сохранились воспоминания об образах родной природы и народных сказках, воспринятых ими до 5 лет, а также сохранились переживания, связанные с понятиями «справедливость», «грех», «Бог» в возрасте с 6 до 8 лет, гораздо реже встречается патология беременности, патология при родах и патология у младенцев (в возрасте до 3 месяцев) по сравнению с роженицами, не сохранивших таких воспоминаний.
            Наше краткое предисловие направлено на то, чтобы родители и педагоги осознавали, какими мощным инструментом образования личности являются родная природа и народные сказки. Необходимо помнить, что это - оружие обоюдоострое и может принести ребенку как огромную пользу, так и при бездумном использовании – труднопоправимый вред.