Вход на сайт

Вход в систему

Рассылка

Рассылка

Будьте в курсе наших последних новостей!

Управлять моими подписками



Этносреда

— это система психических образов, характеризующих этничность человека: природы (ландшафтов, климата, животных, растений и др.), культуры и психики, расово-биолгических (внешний вид, сотав крови, особенности физиологии и др.), а также духовных (трансцендентных) представлений (духи природных стихий, религиозные представления мировых религий).

В отличие, от культуры (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование), т.е. совокупности искусственных способов и результатов человеческой деятельности (нарпимер, разрушение природы, экологического равновесия в целом), этносреда в идеале характеризуется также и естественными (идеальными) признаками - девственной природой, безгрешной душой и телом человека, трансцендентным миром духовных существ.


Рак, как и любое другое заболевание, имеет несколько причин, которые в совокупности и приводят к данной болезни. Говорят о наследственных причинах, о загрязнении воды и воздуха, искусственных добавках в продуктах питания и др. Кое-где упоминаются и психологические причины – например, исследования свидетельствуют о том, что если человек длительное время живет с чувством тревоги, страха в душе, то это является «фактором риска» возникновения раковых заболеваний.
Изучая психологические причины раковых заболеваний у детей, мы установили, что одним из типов условий их возникновения являются особенности воспитания детей в раннем детстве до 4-5 лет. Исследования показали, что у детей страдающих раковыми заболеваниями отсутствуют воспоминания о родной природе в возрасте до 5 лет, отсутствуют воспоминания сказочных образов и, часть, имеет место слишком ранее религиозное или просто строгое моральное воспитание с требованием от детей «отвечать за свои поступки» в возрасте до 5 лет.
Пример 1. Пациентка А. – девочка 4-х лет. Клинический диагноз: острый лимфобластный лейкоз; достигнута клинико-гематологическая ремиссия. Девочка больна в течение 7 ме-сяцев. Проходит полихимиотерапию. Психодиагностика методом структурированного этнофункционального интервью показала, что пациентке, русской по национальности, родившейся и проживающей в Московской области, с 2 лет читали следующие авторские сказки: «Гадкий утенок» и «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена, «Красная шапочка» Ш. Перро, «Три медведя» и «Волк и семеро козлят» в авторском пересказе, «Как ослик счастье искал». Из русских народных сказок мама вспомнила только одну («Лиса, заяц и петух»), лишь при дополнительной вербальной стимуляции. Девочку крестили в 2 месяца. Семья проживала вместе с бабушкой. Верующая бабушка с раннего детства (по словам матери - с рождения) приучала А. креститься перед сном, перед едой, молиться Богу. У пациентки были выявлены следующие нарушения этнофункционального развития личности: а) нарушение образного содержания сказочно-мифологической стадии – наличие только этнодифференцирующих (инокультурных) сказочных образов; б) нарушение последовательности стадий («замещение» религиозно-этической стадией сказочно-мифологической, при излишней директивности воспитания на религиозно-этической стадии, т. е. «перегрузка»).
 Пример 2. Пациентка Д. – девочка 6,5 лет. Клинический диагноз: острый лимфобластный лейкоз, на момент обследования имеет место клинико-гематологическая ремиссия. Девочка больна в течение 2 месяцев. Проходит полихимиотерапию. Структурированное этнофункциональное интервью показало, что девочке, русской по национальности, родившейся и проживающей в Московской области, по словам родителей, сказок не читали, сама девочка никаких сказок не помнит. Любит книжки, которые читает брат 12 лет (вполне реалистические рассказы). В церковь водят с самого рождения (сначала носили). Бабушка и мама - верую-щие (ходят в церковь, постятся и т. д.). Девочка знает молитвы, в церковь, по словам родителей, ходит с удовольствием. На вопрос психолога, нравится ли ей ходить в церковь, неуверенно ответила: «Не знаю…» В данном случае выявлено нарушение этнофункционального развития личности: «выпадение», т.е. отсутствие образов сказочно-мифологической стадии и «перегрузка» или излишне директивное внедрение в психику ребенка нравственных норм религиозно-этической стадии (данная стадия «замещает» сказочно-мифологическую).
С учетом полученных результатов, мы отобрали группу детей (около 30 человек), страдающих раковыми заболеваниями и получавших биологическое лечение (химиотерапию). Все дети, как это ни грустно, оценивались медиками как имеющие «скорее неблагоприятный прогноз, чем благоприятный». Половина детей, как мы уже упоминали получала химиотерапию, со второй половиной помимо химиотерапии, проводились специальные занятия, на которых они, несмотря на свой недуг, с большим интересом занимались с психологом. В процессе занятий дети «воплощались» в образы родной природы – реки, родника, леса, животных, растений. При этом они описывали «что чувствует березка, когда у нее обламывают веточку», «что чувствует вода, когда в нее плюют или выбрасывают мусор» и так далее. Затем дети разыгрывали сюжеты и образы из русских народных сказок – колобка, репки, серого волка, леших, русалок и другие.
Когда (приблизительно через месяц-полтора) сравнили результаты лечения в обеих группах, то в группе, где работал психолог, практически у всех детей произошло значительное улучшение состояния. В группе, где использовалось только химиотерапия, напротив, состояние детей ухудшилось.
Работа с детьми проводилась, преимущественно, с каждым индивидуально – тяжело больных детей, подчас, невозможно было собрать в группу, да и места для проведения групповых занятий, по правде говоря, не было.
Например, мы проводили такую работу с мальчиком 12 лет, который, по прогнозам врачей «вполне вероятно» мог умереть «через три месяца».
После окончания лечения мальчик, по нашим наблюдениям, был жив-здоров в течение трех лет – затем мы уже не могли получать информацию о его здоровье.
В целом психолого-педагогическая профилактика раковых заболеваний, согласно результатам наших исследований, заключается не просто во внимательном и заботливом отношении к ребенку, но и в содержании его воспитания – на образах родной природы, животных, растений, а затем на образах народных сказок. Первые образы природы и эмоциональное отношение к ним у ребенка могут возникать уже с 1 года, а сказочные образы – с 2-х лет. Сначала это могут быть простые сказки о животных и природе, затем – волшебные сказки, далее, ближе к 4-5 годам, более сложные сказки (Иван-царевич и Серый волк, сказка о Кощее бессмертном и другие). Авторские сказки детям следует рассказывать после 6-7 лет, потому что такие сказки практически всегда содержат «взрослую» мораль, к восприятию которой дети еще не готовы. Важно, что религиозное и моральное воспитание (ответственность не перед родителями, а перед собой, собственной совестью) следует начинать не ранее 6-7 лет. И это при «правильном», как показано выше, содержании воспитания до 5 лет.
Правда, затягивать начало религиозно-морального воспитания позднее 8 лет также не следует, как мы покажем далее, в таком случае у ребенка могут возникнуть проблемы с поведением (см. пункт «Отклоняющееся и криминальное поведение» в разделе «Рекомендации родителям»).
Также, только после 6-7 лет детям можно разрешать смотреть мультфильмы на темы народных сказок и слушать соответствующие аудиозаписи – не ранее начале религиозного и морального воспитания (научные исследования на эту тему см. в разделе «Публикации»).